Как и говориться в пословице: " Обещание ждут три года", а тут целых 20 лет... Статус памятника природы скоро получит жемчужина Башкирского Зауралья – озеро Талкас. Идет работа по проектированию памятника природы, определению его охранной зоны, границ и режимов. В рабочую группу вошли известные ученые, действительные члены РГО — научный руководитель глобального Геопарка ЮНЕСКО «Янган-Тау», доктор геолого-минералогических наук, профессор Лариса Белан, а также директор института биологии УНЦ РАН, доктор биологических наук, профессор Василий Мартыненко и кандидат биологических наук Денис Мокеев.
Мы попросили рассказать о предстоящей работе, о причинах придания этого статуса озеру Талкас Василия Борисовича Мартыненко, председателя природоохранительной комиссии Башкирского отделения РГО.
— Василий Борисович, почему вдруг возникла необходимость создания на озере Талкас особой охранной зоны?
— Талкас это такая же жемчужина, как и озера «Кандры-Куль», «Аслыкуль», только в Зауралье. Талкас является крупным рекреационным объектом. В последнее время наблюдается очень сильный пресс на этот водоем. Чтобы навести порядок на озере, было решено придать ему статус особо охраняемой природной территории. Кстати, еще в начале 2000-х годов прорабатывался проект природного парка «Ирендык», в котором одним из ключевых объектов был Талкас. Озеро находится под склоном Ирендыка. Это очень красивый хребет, на котором есть прекрасные смотровые площадки. Проект был проработан, но, к сожалению, нерасторопность чиновников, а иногда и откровенное торможение этого проекта привели к тому, что природный парк не был создан, в отличие от «Иремеля». Хотя и «Иремель» мы спроектировали в 2002 году, а создали только в 2010-м.Тогда были спроектированы четыре парка — «Агидель», «Крыкты», «Иремель» и «Талкас». Из четырех был создан только один.
Сейчас очевидно, что такие природные объекты очень легко потерять, если не навести порядок на их территории. В этом году ситуация с вирусом не позволила людям выезжать за границу. Но отдыхать-то надо где-то! Пресс был колоссальный. Это было видно по всем нашим крупным озерам – Кандры-Кулю, Аслыкулю. Не стал исключением и Талкас.
— Как правило, при создании таких особо охраняемых природных территорий, возникают вопросы у местного населения, которое живет на этих территориях. Люди привыкли жить на берегу этого озера, быть его хозяевами, пользоваться им. Как отнеслись талкасовцы к созданию ООПТ?
— Наша группа по проектированию памятника природы во главе с Ларисой Николаевной Белан специально выезжала в Баймакский район, чтобы пообщаться с предпринимателями, которые осуществляют хозяйственную деятельность на территории вокруг озера. Надо отметить, что именно местные жители прежде всего хотят навести порядок на озере! Ситуация их тоже сильно тревожит. Им не нравится огромное скопление и мойка машин на берегах Талкаса, громкая музыка по ночам, пьяные компании. Чтобы найти золотую середину и не ограничивать в правах местное население и предпринимателей, осуществляющих на Талкасе рекреационную деятельность, мы и ездили в Баймакский район. И решили немало вопросов!
В первую очередь, вопросы по режиму самого памятника природы и по режиму охранной зоны памятника. В настоящее время все эти режимы разработаны с учетом мнения местного населения. Мы внесли ограничения для беспредельщиков, но при этом те, кто арендует землю вокруг озера для осуществления рекреационной деятельности, не пострадают.
— На берегу Талкаса находится одноименный санаторий. Как будут выстраиваться отношения у ООПТ с ним?
— Нормальные отношения будут, потому что санаторий тоже заинтересован в создании ООПТ. Мы, кстати, свое совещание с арендаторами проводили как раз на базе санатория. Когда-то они добывали со дна озера сапропелевую грязь. Сейчас пока временно не добывают. На самом деле добыча сапропеля не наносит никакого вреда озеру. Она проходит локально. Для того, чтобы в будущем не ограничить ее, мы записали в режиме самого памятника и в режиме охранной зоны разрешение на добычу сапропеля в бальнеологических целях. Но при этом полностью запретили добычу полезных ископаемых.
— Василий Борисович, встречаются ли на территории будущего ООПТ краснокнижные растения и животные?
— Озеро очень богато рыбой, но краснокнижных растений в самом озере и на его берегах, к сожалению, нет. Очень многие краснокнижные растения встречаются на вершине Ирендыка. Тем не менее, северная оконечность озера покрыта камышовыми зарослями, и там на пролете останавливаются редкие виды птиц, в том числе краснокнижные. И некоторые из них гнездятся. И я думаю, что не все виды таких птиц там выявлены, потому что детальных учетов не проводилось.
— В Баймакском районе, недалеко от озера Талкас есть еще одно озеро, Графское. Оно тоже богато рыбой и интересное в рекреационном плане. Его не изучали?
— Графское озеро мы тоже объехали, но в качестве памятника природы оно пока не рассматривается. Там, кстати, несколько детских оздоровительных лагерей летом действует. Проблема этого озера в том, что оно начинает зарастать и мелеть. Эта проблема возникла из-за низкой водности, наблюдаемой много лет подряд. Многие озера у нас в Республике, к сожалению, начали мелеть и зарастать. Нужно принимать срочные меры по их спасению. Для этого необходимы определенные решения.
— Что подразумевается юридически под определением «памятник природы»?
— Статус памятника подразумевает определенный режим. Причем он разный по территории памятника. Самим памятником природы является территория по урезу воды, то есть, водная гладь. Здесь более жесткий охранный режим. Запрещено катание на моторных лодках, водных мотоциклах. Кроме лодок с электромоторами. Они не набирают большой скорости, не шумят, и рыбаки могут их использовать. Любительская рыбалка на озере Талкас, кстати, разрешена, но мы запретили подводную охоту. И это было решением местного населения. Также, запрещено промышленное рыболовство. В охранной зоне, на берегах вокруг озера запрещено добывать полезные ископаемые, вести капитальное строительство трубопроводов и так далее. Но разрешено использовать эти участки для рекреации, для установки временных строений, типа глэмпингов, для обустройства костровых мест, для обустройства мест стоянок автомобилей, для прокладки электросетей для освещения и так далее. В охранной зоне будет запрещена езда авто и мототранспорта вне дорог, специально отведенных для этого и вне зон стоянок.
Рустам Сиразетдинов